IPHosting (платный профессиональный хостинг)

Здравствуйте, Гость

Главная страница » Бизнес » Прочее, полезное » Всего лишь проверка-1

Всего лишь проверка-1

Добавлено: Элина | 17.11.2009
Просмотров: 11296
Слов: 2320
Рейтинг: Нет оценки


В последнее время часто приходится слышать, что налоговая проверка не так страшна, как иные виды контроля. Однако именно налоговый контроль грозит любому бизнесу наибольшими финансовыми потерями: за одну проверку налоговики могут начислить столько штрафов и пени, что не выдержит даже самый успешный предприниматель.

За примерами далеко ходить не надо, достаточно включить телевизор и посмотреть любой выпуск новостей. Проверки, проверки, проверки… Но если «ничего личного» против вашей фирмы государство (вернее, его конкретные представители) не имеет, потери от налоговой проверки можно свести к минимуму.

Нужно понимать: если компании грозит плановая выездная налоговая проверка, то платить придется в любом случае. В 99 случаях из 100 проверяющие находят нарушения. Но ведь можно заплатить тысячу рублей, а можно - в сто раз больше. А значит, для того чтобы свести потери к минимуму, нужно заранее подготовиться к проверке.

Прежде всего, полезно вспомнить, какие проверки проводят налоговики. В принципе, есть два основных вида ревизий: камеральные и выездные. При камеральной проверке инспекторы проверяют декларации, которые предприниматели сдают в налоговую, причем весь контроль ограничивается сверкой цифр в отчете. Иногда инспекторы могут потребовать дополнительные пояснения и документы, однако дальше этого обычно не заходит.

Другое дело - проверка выездная. Это полноценная ревизия всего бизнеса за последние три года. И именно эта проверка грозит наибольшими финансовыми потерями.

Что, не ждали?
«Одноразовость» проверки - один из главных принципов налоговой системы. То есть налоговые инспекторы могут проверить какой-то вопрос только один раз. Однако в исключительных случаях налоговики могут назначать повторные проверки. Впрочем, исключительных случаев всего два: реорганизация (ликвидация) фирмы или проверка в рамках контроля над деятельностью самой инспекции (ст. 87 НК РФ).

Выбор жертвы
Поскольку выездные проверки обычно являются плановыми, о них фирму предупреждают заранее. Но сначала налоговики выбирают свою «жертву». Кто-то может подумать, что выбирают они абы как. Однако, по словам консультанта компании «Бизнеслэнд» в области управленческого, налогового и бухгалтерского учета, аудитора Марата Другова, у представителей фискального ведомства давно уже есть шпаргалка для формирования «черного списка».

Проверить все фирмы невозможно - это прекрасно понимают и сами чиновники. Поэтому налоговое ведомство не так давно разработало для налоговых инспекций специальные рекомендации, призванные помочь выбрать очередной объект проверки. Этот приказ скрыт от посторонних глаз под грифом «для служебного пользования».

Впрочем, основные положения «секретного» документа известны. В первую очередь налоговики проверяют крупнейших налогоплательщиков. По инструкции инспекторы должны наведываться в большие компании не реже одного раза в два года. Кроме того, если фирма попала в поле зрения правоохранительных структур, например, после контрольной закупки, стоит ждать и налоговиков.
Организации, не сдающие отчетность или представляющие документы позже срока, и ликвидируемые предприятия тоже стоят в начале «черного списка» инспекторов. Конечно, чиновники должны проверять и тех, кто долгое время (около шести лет) избегал контроля. Таких, кстати, тоже не мало, особенно среди малых фирм.

Если среди учредителей фирмы есть «мертвые души» или компания имеет счета в разных банках, торгует подакцизной продукцией или выручка фирмы существенно отличается от средней по отрасли, то чиновники непременно проведут проверку. В общем, оснований для визита у инспекторов - хоть отбавляй. Однако последнее время налоговики проверяют фирмы, основываясь именно на аналитических показателях. К примеру, основанием для проверки могут служить показатели выручки двух соседних магазинов. Скажем, если два похожих магазина показывают совершенно разные доходы, это обязательно вызовет неподдельный интерес со стороны налоговых органов. Причем проверка придет к тому предпринимателю, у которого выручка больше.
Кстати, не поленитесь поинтересоваться у своих коллег по цеху, какие суммы они рисуют в отчете. Это убережет вас от лишних подозрений налоговой инспекции.

Совет
По результатам проверки контролер составляет документ - акт, протокол и т. д. Администрация должна научить сотрудников правильно его подписывать (в случае, если руководство отсутствует). Не следует отказываться от подписи документа. Ведь у ревизора может возникнуть соблазн что-то в него дописать. Кроме того, сотруднику фирмы полезно сопроводить свою подпись универсальным комментарием: «С возражениями». Сами возражения можно представить позднее.
Началось!

Итак, предположим, вам позвонили из налоговой инспекции и сказали, что в назначенное время фирму посетит налоговый инспектор. При первой же встрече нужно внимательно просмотреть решение о проведении проверки. Этот документ налоговики предъявляют руководству фирмы в момент начала проверки. Правда, напрямую Налоговый кодекс не обязывает инспектора показывать решение руководителю или главному бухгалтеру компании. Тем не менее, в самой форме решения предусмотрен такой реквизит, как подпись налогоплательщика.

Следом необходимо выяснить, что, собственно, пришли проверять, какой именно период и по какому налогу. Соответственно, давать документы и объяснения нужно только по этим вопросам. Здесь лучше руководствоваться принципом «чем меньше знает налоговый инспектор, тем лучше». Однако отдавать все документы сразу (даже если они касаются определенного вопроса) не стоит. Лучше представлять данные по требованию. Так у вас появляется возможность контролировать ход проверки. Самым неудачным вариантом будет посадить инспектора в отдельную комнату и отдать все документы - контроль будет потерян.

Передавать документы нужно тоже с умом. Даже если все папки хранятся под столом в коробке, нужно сделать вид, что у вас сплошной учет документов, а все бумаги выдаются только под роспись. Ответственность за оборот бухгалтерских бумаг несет лично руководитель или главный бухгалтер, а значит, таким способом руководитель получит возможность для маневра и продемонстрирует свое ответственное отношение к документообороту. Но тут, как и везде, главное - не переборщить, и заставлять инспектора по три часа ждать одной бумаги не стоит. Кстати, передавать налоговикам лучше копии.

Многие считают, что, если инспектор найдет ошибку, дальше он не пойдет. Как показывает практика, это не всегда так. Поэтому не стоит сразу «выкладывать» ошибки в надежде на то, что проверяющие на этом остановятся. Пускай сами работают и сами все ищут. При этом, по возможности, ошибки надо, наоборот, скрывать.

Разместить проверяющих лучше всего в отдельном помещении. Во-первых, это опять же позволит контролировать ход проверки. Во-вторых, если инспектор сидит со всеми, вероятность, что он услышит что-то не то (к примеру: «А где там наша коробочка с печатями?»), резко повышается. Согласитесь, лишние проблемы никому не нужны.

В большинстве случаев лучше присутствовать при проведении проверки. Попросту говоря, надо сидеть рядом! Однако и здесь нужно быть особенно аккуратным. Все зависит от инспектора, ведь он может быть и против такого общения.

По завершении проверки нужно обязательно выяснить, что инспектор написал в акте. Иногда проверяющие могут умышленно приукрасить информацию. Такую ситуацию нужно постараться исправить и переубедить инспектора. И не стоит забывать, что любой сотрудник в компании должен быть готов к проверке. А главное, должен четко представлять, как вести себя с чиновниками. Для этого следует провести обучение персонала. Помимо этого приказом руководства необходимо утвердить памятку и инструкцию по взаимодействию с контролерами.

Инструкция основана на законодательстве. В ней руководство фиксирует указания сотрудникам о правилах поведения при проверках. Там можно записать, что персонал компании может быть задействован в проверке только с согласия руководства. Потом дать перечень полномочных представителей фирмы, которые могут дать такое разрешение или представлять фирму во время проверки.

В инструкции следует также написать, что сотрудники компании должны незамедлительно сообщить о проверке руководству. Обезопасить фирму можно и фразой о том, что вести разговоры и отвечать на вопросы контролеров персоналу компании запрещено. Кстати, требование это абсолютно правомерно. Кроме того, стоит разработать специальную памятку, в которой в сжатом виде отразить положения инструкции. Это поможет обезопасить бизнес от неожиданностей и даст дополнительные гарантии бизнесмену.

Чего они не могут
В ходе проверки инспектор не может:
• требовать от персонала нарушения должностных обязанностей;
• осуществлять контрольные мероприятия в отсутствие руководителя или полномочного представителя компании, или индивидуального предпринимателя;
• требовать предъявления или изъятия документов (товаров, материалов, образцов и т. п.), если они не являются предметом проверки;
• досматривать без добровольного согласия личные вещи и проводить осмотр помещений. Процедура досмотра требует специальной санкции руководства.

По результатам
После проверки налоговики составляют акт, в котором указывают все нарушения, которые удалось обнаружить. В течение двух недель предприниматель должен написать возражения по акту. Если вы не согласны с выводами контролеров, то лучше сразу начать готовить жалобу в вышестоящую инстанцию, коей является налоговое управление.

Бытует мнение: для того чтобы оспорить решение, нужно непременно обращаться в арбитраж. Мол, налоговики друг друга покрывают, не зависимо от того, правы они или нет. Поэтому, чтобы отстоять свои права, нужно взывать к справедливости арбитров. Однако это не совсем так. Главное - уметь жаловаться.

Речь идет о жалобах, которые фирмы подают на постановления инспекторов. Практика показывает, что чаще всего управление занимает сторону налогоплательщиков. В жалобе лучше воздержаться от необоснованных выводов и личных нападок на инспекторов. Куда важнее, чтобы все замечания предпринимателя были основаны на нормах закона. Еще раз повторим: инспекторы очень часто забывают о самых различных правилах, которые они должны соблюдать при проверке. Поэтому можно смело сказать, что у бизнесмена почти всегда есть шанс оспорить результаты любой проверки в вышестоящей инстанции. И не забудьте приложить к жалобе как можно больше документов, подтверждающих ваши слова.

Жалоба не стоит ничего, да и занимает немного времени. Другое дело - иск в суд. Мало того, что нужно подготовить заявление, собрать все необходимые документы, оплатить государственную пошлину, так еще придется ходить на многочисленные судебные заседания и снова объяснять все с начала.

Судитесь правильно!
Впрочем, порой у предпринимателей не остается иного выхода, кроме как обратиться в суд. Юрист Виталий Механтьев советует основательно подготовиться: «Если фирма, по своей ли инициативе, или по воле инспекции, начинает судиться, то необходимо максимально подготовиться именно к суду первой инстанции. Ведь 80 процентов исхода дела определяется именно там. Причем независимо от того, будет дело рассматриваться в апелляции, кассации или надзоре. Именно первая инстанция определяет направление дела, собирает доказательства. Суть апелляционной инстанции заключается в том, что суд на базе имеющихся фактов переоценивает их. И статистика тут неумолима. 70–90 процентов решений суда первой инстанции, как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу инспекторов, апелляция оставляет в силе».

В апелляционную инстанцию фирма может представлять дополнительные доказательства, если по уважительной причине не могла собрать их ранее. Правда, в середине лета Президиум Высшего Арбитражного Суда вынес постановление относительно возмещения экспортного НДС (постановление Президиума ВАС от 6 июля 2004 г . № 1200/04). Он установил, что документы, которые не рассматривала инспекция, не должны впоследствии приниматься судом. Возникает коллизия. С одной стороны, есть общее правило, согласно которому суд принимает дополнительные доказательства. С другой - в делах о возмещении экспортного НДС суд, следуя постановлению № 1200/04, откажется принимать их. Кассация проверяет правильность решений первой и апелляционной инстанций, но не переоценивает доказательства. Хотя некоторые суды этим занимаются.

Наконец, последняя судебная инстанция - это Высший Арбитражный Суд. Президиум может вынести постановление по конкретному делу. Если практика набирается большая, то суд издает «информационные письма».

В общем, суды - это крайне затратное и долгое занятие. Поэтому многие предприниматели предпочитают старый проверенный способ - дать взятку.

Пусть доказывают сами
Адвокат Дмитрий Трунин уверен: инспекторы ныне стали допускать гораздо меньше ошибок в документах, поскольку все бумаги визируют юристы. Щепетильность в оформлении бумаг связана с тем, что доказать налоговое правонарушение или преступление очень сложно. А это бремя лежит на контролерах.

В качестве примера Дмитрий Трунин приводит случай из собственной практики. Проводилась проверка предпринимателя, у которого было зарегистрировано семь кассовых аппаратов. При этом у «частника» не было ни одного наемного работника. Несмотря на всю очевидность того, что предприниматель не может одновременно работать в семи местах, налоговики не смогли это доказать. Поэтому инспекторам пришлось просить предпринимателя самостоятельно предъявить доказательства - они потребовали составить трудовые соглашения с наемными работниками. В итоге человек сам подвел себя под штрафные санкции. А ведь налоговая инспекция не может требовать заключения трудовых договоров. К тому же в данном случае доказательств того, что у предпринимателя вообще кто-то работает, не было! Так что в любом случае, если инспектор что-то требует, не поленитесь уточнить: «А где это написано?»

Сомнительное искусство
Ну, казалось бы, разве сложно дать взятку? В наше время этим сомнительным «искусством» не пренебрегают многие, и бухгалтеры в том числе. Считается, что за определенную мзду можно добиться практически всего. По данным ВЦИОМ, около 70 процентов российских граждан считают именно так.

И все же только в московских ИФНС в начале года уже несколько чиновников попались на взятках, ведется следствие. Один инспектор за 1 000 долларов предлагал своим клиентам целый год «беззаботного существования», другой за 200 долларов был готов продать конфиденциальную информацию. Так что «давать» становится все сложнее. Поэтому, если на фирме не все в порядке, но руководитель все-таки принял решение откупиться, не стоит сразу же бросаться к инспектору с предложением взятки. Скорее всего, предложение будет отвергнуто.

Имейте в виду, инспекторы старшего поколения взяток не берут - они работают в ожидании пенсии. Для них главное - спокойствие. Беззастенчиво на взятки намекают только молодые инспекторы - предпринимателям часто приходится сталкиваться и с теми, кто, не стесняясь, сразу называет заранее просчитанную сумму.

И уж если вы решили пойти на столь серьезное правонарушение, хотя бы проведите в первые дни проверки несколько простых тестов. Преподносите инспектору небольшие подарки, оценивайте реакцию. Пригласите его поесть в вашей столовой, угостите его чаем или кофе, предложите подвезти до метро (а то и до дома) на автомобиле фирмы. Те, кто «берет», такие мелкие услуги принимают как само собой разумеющееся. Честные - отказываются.

При любой возможности постарайтесь избежать взяток. В Уголовном кодексе Российской Федерации есть статьи 290 и 291, в которых речь идет как раз о такой ситуации. Согласно закону, чиновник, требующий мзду за выполнение своих служебных обязанностей, может попасть за решетку на срок до пяти лет, и три года потом не будет иметь права работать в прежней должности. Получение взятки за незаконные действия чревато для инспектора пребыванием в тюрьме в течение семи лет. Но не легче и дающему: закон определяет наказание в виде лишения свободы до восьми лет. Утешает только одно: если вас не поймали на месте преступления, то сам чиновник вряд ли станет жаловаться начальству, что вы дали ему взятку.

В общем, лучшая стратегия - всегда быть готовыми к проверке и по возможности сводить нарушения к минимуму. Все более массовое стремление большинства предпринимателей к максимально возможному (в нынешних условиях) «обелению» бизнеса - весьма показательно. Лучше уж постоянно терять понемногу, чем однажды потерять весь бизнес, в который вложено столько денег, сил и энергии!

«Черные» тарифы
У не брезгающих взятками инспекторов есть определенные тарифы, которыми измеряется сумма подношения. При камеральной проверке предпринимателям нередко удается откупиться оставленной в документах парой-тройкой сотен рублей. При выездной - коррумпированный инспектор обычно ориентируется на 10 процентов от суммы возможного штрафа, то есть если фирме «светит» штраф в 100 тысяч рублей, 10 из них хватит на то, чтобы инспектор помог уладить эту проблему. Естественно, многие компании предпочитают сэкономить таким не совсем честным способом. Ну и, наконец, наиболее прибыльное для чиновников дело - проверки ККМ. Тут сумма взятки неограниченна.

Об авторе

Илья Данилкин offline.business-magazine.ru



Условия перепечатки

При репосте статьи "Всего лишь проверка-1", пожалуйста укажите источник - сайт http://www.iphosting.ru/ (Платный профессиональный хостинг) — и информацию об авторе.
Смотрите также

Послание в грядущее.
Замысел акции собрать и отправить максимальное множество известий от самых разных людей современности будущим людям как часть исторического и культурного достояния настоящего периода времени.

Издержки организации малого бизнеса - своевременный совет
Издержки организации малого бизнеса часто становятся причиной, по которой большое количество компаний либо терпят неудачи, либо не создаются с самого начала